Послание Президента Российской Федерации
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Представитель в СФ ФС РФ от Тамбовской областной Думы
Совет законодателей РФ при Федеральном собрании РФ
Веб-сайт администрации Тамбовской области
Общественный совет при Тамбовской областной Думе
Совет молодых депутатов Тамбовской области при Тамбовской областной Думе
Районные и городские Советы народных депутатов
Молодежный парламент Тамбовской области
Официальный интернет-портал правовой информации
Областная общественно-политическая газета
ГАС "Законотворчество"
Система обеспечения законодательной деятельности
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Банк данных
исполнительных производств

Контрольно-счетная палата Тамбовской области
Избирательная комиссия Тамбовской области
Общественная палата Тамбовской области
Уполномоченный по правам ребенка в Тамбовской области
Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тамбовской области
Информационно-туристический портал Тамбовской области

Cтраницы истории



История Тамбовского Губернского Земского Собрания

 

Прообразом современного регионального парламента в царской России было Тамбовское Губернское Земское Собрание, сформированное в результате Земской реформы 1864 года. Основным документом реформы было «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года, которое было введено в действие в 33 губерниях Российской империи, в том числе и Тамбовской.

В ходе реформы создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. Распорядительные функции земства принадлежали собраниям, а ис­полнительная власть – управам.

Земства имели право заниматься хозяйственными вопросами в пределах уезда или губернии. Основным направлением деятельности земств можно было считать деятельность финансовую, которая вклю­чала в себя несколько направлений: распределение местных и некото­рых государственных денежных сборов, взимание и расходование зем­ских сборов, а также страхование, которое регламентировалось отдель­ным «Положением о взаимном земском страховании».

скачанные файлы (1).jpg

Главными видами земских дел признавались:

дела о земских повинностях;

по народному продовольствию, общественному призрению, обязательному взаимному страхованию сельских строений;

меры по развитию местной торговли и промыслов, раскладка общих податных сборов между уездами и внутри них, предоставление сведений и заключений по предметам и делам в области хозяйственных интересов губернии и уезда;

производство выборов гласных и назначение сумм на содер­жание земских учреждений; управление земскими имуществами и ка­питалами;

назначение, раскладка и расходование местных денежных сборов на потребности губернии или уезда.

Такие сферы, как народное просвещение и здравоохранение, не от­носились к обязательным и касались земств лишь по хозяйственной части. Однако в ходе земской деятельности выяснилось, что участие в этих отраслях местной жизни необходимо. Кроме того, на новые органы были возложены некоторые обязанности воинского и гражданского управлений, участие в делах о почтовой по­винности.

Выборы уездных гласных проводились по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и от сельских обществ.

Изби­рательный съезд первой курии формировался на основании имущест­венного ценза. Владельцы необходимого земельного минимума и недвижимости именовались «лицами, имеющими право личного голоса в из­бирательном съезде уездных землевладельцев». Мелкие землевладель­цы обозначались «лицами, имеющими право голоса в избирательном съезде уездных землевладельцев через уполномоченных».

В городских избирательных съездах участвовали владельцы нахо­дившихся на городской земле фабрик, других промышленных или тор­говых заведений, годовой оборот которых составлял не менее шести тысяч рублей. Кроме перечис­ленных лиц, городскими избирателями были вла­дельцы купеческих свидетельств.

Выборы по третьей курии были двухступенчатые. Волостной сход назначал из своей среды выборщиков, число которых не должно было превышать треть всего схода, но с тем, чтобы каждое сельское общество имело своего представителя. В уезде могло проходить несколько съездов сельских обществ. Это было связано с большими территориальными размерами уездов и значительным количеством волостей в них.

Съезды трех курий должны были избирать определенное количе­ство гласных в уездные земские собрания. Число депутатов определя­лось для первой курии – численностью землевладельцев и площадью принадлежавших им удобных земель; для второй – населенностью го­родов и ценностью городских имуществ; для третьей – числом волос­тей, а также численностью сельских жителей и общей площадью уго­дий (т.е. полей, лугов, леса, водопоев), им принадлежавших.

Земские депутаты избирались на три года в сроки, которые назна­чал министр внутренних дел. Гласные не получали служебных пре­имуществ и денежного содержания, в их формулярных списках о служ­бе не делалось записей об участии в представительных органах земст­ва. Поэтому звание гласного считалось почетным. Гласными не могли быть избраны местные губернаторы, вице-губернаторы, члены губерн­ских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, а также чины местной полиции, т.е. те лица, на которых возлагались функции надзора и контроля над земствами.

В уездных земских собраниях председательствовал уездный пред­водитель дворянства. Собрание из своей среды избирало земскую упра­ву, которая состояла из председателя и 2 – 6 членов.

Уездные земские собрания избирали гласных в губернское пред­ставительство. Срок полномочий губернских депутатов также был трехлетний. От уездных собраний могло быть избрано не более шестой части от общего числа гласных.

В губернском собрании председательствовал губернский предво­дитель дворянства, однако, император имел право назначать в предсе­датели собрания «особое лицо». Председатель губернской земской управы утверждался в должности министром внутренних дел.

Уездные и губернские земские собрания собирались один раз в году: уездные не позже сентября, губернские – декабря. При необходи­мости министр внутренних дел мог назначить или разрешить проведе­ние чрезвычайного собрания как губернского, так и уездных. Члены земских собраний принимали присягу в присутствии губернатора или уездного предводителя дворянства.

О времени открытия и проведения губернских земских собраний Тамбовская Губернская Земская Управа уведомляла гласных путем опубликования в первых трех номерах газет «Московский вестник» Императорского Московского университета и «Правительственный вестник» Санкт-Петербурга извещения о прибытии к этому числу в город Тамбов.

В Тамбовской губернии подготовка к земским выборам началась сразу «по получении предложения господина министра внутренних дел от 28 августа 1864 года».

На всех предварительных съездах в Тамбовской губернии были избраны в уездные земские собрания от дворян и чиновников 249 чело­век (40,29% от общего числа гласных), от духовенства 33 человека (5,34%), от купеческого сословия 87 человек (14,08%). Представи­тельство крестьян было равным дворянству (40,29%), однако из них 117 человек были крестьянами государственными (47%), 99 (40%) – временнообязанными, а 33 (13%) – крестьянами-собственниками.

Открытые осенью 1865 года уездные земские собрания провели выборы из числа своих гласных в уездные земские управы и губернское собрание. Число членов управ было различным и зависело от возможности уездных земств финансировать их деятельность.

Первое губернское собрание начало свою работу 8 декабря 1866 года, когда было открыто первое его заседание. Как отмечал в своем рапорте тамбовский жандармский штабс-офицер, это собрание «нарушило тишину губернской жизни». На его заседании была впервые избрана губернская управа. По решению гласных, в неё вошли председатель и пять членов. Социальный состав не отличался разнообразием: председатель и четыре члена управы имели дворянское происхождение, а один являлся государственным крестьянином.

knyaz-volkonskij-sergej-mihajlovich.jpg

В течение октября – ноября 1865 года уездные управы приступили к своей деятельности. Ими были приняты дела у тех присутственных мест, чьи функции целиком или частично переходили к земствам, на­пример, по крестьянским делам. Затем были образованы земские кан­целярии для разбора этих документов, а также для подготовки смет на содержание управ и распределения повинностей. Сметы и раскладки были подготовлены управами к началу губернского собрания. Однако ограниченность во времени, загруженность в делах и отсутствие опыта не позволили качественно выполнить эту работу. Губернатор, открыв­ший собрание губернских гласных, объявил, что «ни одна из раскладок по земскому сбору не может быть утверждена». Губернская земская управа начала свою деятельность 11 января 1867 года с тех же вопросов, но в масштабе всей губернии.

Занятие медициной не являлось обязательным делом, но оно нахо­дилось под пристальным вниманием земских учреждений. Большой вклад внесли земцы в заботу о народном здравии. Ими устраивались земские больницы, приемные покои, фельдшерские пункты. Земства организовали сеть учреждений для подготовки младшего и среднего медицинского персонала.

Многое было сделано земскими учреждениями и для развития сельского хозяйства: внедрялась агрокультура, проводились мероприя­тия по предотвращению падежа скота, по улучшению его породы, предпринимались меры по защите посевов от вредителей.

Земские учреждения вплотную занимались вопросами народного просвещения, создавая не только сельские училища, но и устраивая библиотеки, народные чтения. Также земства организовывали подготовку учительских кадров, организацию и проведение съездов учителей, на которых педа­гоги могли обмениваться опытам и знаниями.

При открытии заседания Тамбовского Губернского Земского Собрания 8 декабря 1866 года губернатор Н.М. Гартинг сказал: «Первою заботой Там­бовского земства было облегчить сельское сословие в отправлении нату­ральных повинностей – подводной и дорожной». Однако в обязанности земства входила забота о поддержании в надлежащем виде дорог, мостов и гатей уездного и губернского значения, а также мероприятия по созда­нию новых. На свои капиталы земства, иногда вступая друг с другом в переписку в нарушение «Положения», создали сеть шоссейных и желез­ных дорог. Так, совместными усилиями Тамбовского и Саратовского губернских и Кирсановского уездного земств, была построена линия же­лезной дороги Тамбов-Саратов, действующая и поныне. Одной из пер­вых была открыта Грязе-Борисоглебская железная дорога.

Уделяли внимание налаживанию сообщения между населенными пунктами и уездные земства. Но уже тогда гласные обра­тили внимание на то, что содержание дорожной части обходится до­вольно дорого, поэтому повсеместно, не только в Тамбовском уезде, земства брали на свое содержание только дороги уездного значения. Дороги губернского значения финансировались губернским бюджетом, крупные тракты содержались за счет государства.

Лишив земства первоначально дарованной привилегии на бес­платную пересылку корреспонденции, правительство в 1870 году разре­шило земствам создавать собственные почты. В отличие от государст­венной, земская почта включила в процесс корреспондентского обще­ния огромные территории, ранее лишенные такой возможности. Зем­ские почтовые станции создавались в населенных пунктах, находящих­ся в отдалении от государственных почт. Они облегчили прохождение корреспонденции на местном уровне. Участие земств в вопросе почто­вого сообщения было включено не просто в число обязательных дел, а являлось государственной повинностью.

Уездные земства также уделили большое внимание устройству почтовых станций. Почтовая повинность обсуждалась на собрании сессии 1868 года в Тамбовском уезде. Гласными были представлены проекты устройства земской и сельской почт. К 1868 году земские почты уже существовали в уездах губернии, но наиболее успешно они действовали в Борисоглебском, Кирсановском и Козловском уездах. Опыт их деятельности губернская управа рекомен­довала за образец.

Еще одним важным обязательным земским делом было устройст­во и содержание так называемых «хлебных магазинов», которые сущест­вовали и до появления органов местного самоуправления. Создавались они для обеспечения крестьян посевным материалом, а в случае необхо­димости зерно выдавалось и на еду. Деятельность «хлебных магазинов» и пополнение запасов выделялось в отдельный вопрос, именуемый «на­родным продовольствием». Сами «хлебные магазины» представляли со­бой амбары, в которые крестьяне по «росписи» сдавали хлеб. Яровое и озимое зерно должны были хранить отдельно. Зерно крестьянам выдава­лось как ссуда, которую впоследствии надо было вернуть.

Одним из важных достижений Тамбовского земства было создание в губернском центре статистического бюро. Вскоре после начала своей деятельности бюро подготовило многотомное издание «Сборник стати­стических сведений по Тамбовской губернии». На открытии очередно­го губернского собрания 7 декабря 1888 года барон А.А. Фредерике отме­тил работу статистического бюро как заслуживающую «весьма боль­шого сочувствия и признательности».

CHICHERIN_Boris_Nikolaevich3.jpgМногие земские гласные Тамбовской губернии заслужили благодарность местного населения, а некоторые приобрели и всероссийскую известность как общественные и земские деятели. Среди них князь Н.Н. Чолокаев, Ю.А. Новосильцев, Л.В. Вышеславцев, Б.Н. Чичерин, В.И. Вернадский, А.Е. Воронцов-Вельяминов, Г.В. Кондоиди, С.Н. Чичерин, С.М. Волконский и др.

Стоит отметить личность Б.Н. Чичерина, являвшего в 1870-е годы гласным Кирсановкого уездного и Тамбовского губернского земских собраний. Его общественная деятельность принесла много полезного для Кирсановского уезда и для губернии в целом. Предпринятые земством организационные мероприятия позволили улучшить положение местных крестьян. Были открыты новые школы, улучшилась столь важная для крестьян медицинская часть, которая до этого не существовала. Были отменены лежавшие на крестьянах натуральные повинности и обращены в денежные, что позволило, в частности, не отвлекать от сельскохозяйственной работы крестьянский гужевой транспорт и лошадей.

Б.Н. Чичерину в его земской работе пригодился опыт правоведа. Он навел порядок в губернской смете, занимался разработкой твердых правил отчетности и ревизии, начал работать в ревизионной комиссии земства. Ему приходилось представлять интересы Тамбовского земства в министерских департаментах.

1889-VernadskyVI-Paris.jpgВ.И. Вернадский являлся с 1892 года гласным Моршанского уездного и Тамбовского губернского земств. К началу 1893 года за плечами В.И. Вернадского была успешная борьба с голодом 1891 – 1892 годах в Моршанском уезде Тамбовской губернии.

29 июля 1892 года был избран Моршанским уездным земским гласным на будущее трехлетие 1892 – 1895 годов, а 27 октября 1892 года – Тамбовским губернским земским гласным на трехлетие и почетным мировым судьей Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Много лет посвятил работе в Тамбовском губернском и Моршанском уездном земских собраниях, начиная с 1892 по 1907 годы, затем последовал трехлетний перерыв, и далее с 1910 по 1913 годы. Далее его место занял сын Г.В. Вернадский, выбранный 3 июля 1913 года Моршанским уездным земским гласным.

В своей деятельности земские учреждения охватывали многие стороны жизни уездов и губернии. Не все земские начинания развива­лись успешно и стремительно. В решении очень многих, если не всех, вопросов земские учреждения встречали препоны либо со стороны правительства, либо со стороны провинциального обывателя. Однако во всех успехах и неудачах земской деятельности «виновна» не столько внутренняя политика правительства и действия местной администра­ции, сколько люди, составлявшие группу земских гласных. Именно они вырабатывали приоритетные направления земской деятельности, опре­деляли пути и степень их финансирования. От персонального состава земских собраний зачастую зависела деятельность земств разных уез­дов. Причем господство дворянства в земских учреждениях - явление закономерное и вполне объяснимое с точки зрения психологии сосло­вий. Единичные, по большому счету, вспышки активности представи­телей иных категорий населения подтверждают вывод о том, что с са­мого начала земской деятельности социальную основу и движущую силу этих учреждений составляли дворяне.

В целом деятельность земств носила социальный характер, способ­ствовала экономическому и общественному развитию Тамбовской гу­бернии, повышению общей и правовой культуры.

В марте 1918 года земское самоуправление Тамбовской губернии было упразднено. После установления советской власти идея местного самоуправления не была отвергнута, а роль местных законодательных органов играли советы. Власть на местах осуществляли избираемые населением советы разных уровней, формировавшие исполнительные комитеты (горисполкомы, райисполкомы, облисполкомы и т.д.). Исполкомы возглавлялись председателями и, как правило, имели внутреннюю структуру – множество управлений, отделов и комитетов, ведавших отдельными отраслями местного хозяйства. В компетенцию исполкомов входили исполнительные, а также частично законодательные и контрольные функции местного значения. Верховный Совет СССР выполнял роль главного правящего и законодательного органа страны.


О Тамбовской областной Думе первого созыва


Выборы в Тамбовскую областную Думу первого созыва состоялись 27 марта 1994 года. Они проходили в сложный период, когда экономика области находилась в состоянии кризиса. Несмотря на это, выборы прошли организованно, в голосовании приняли участие около 41 процента от числа зарегистрированных избирателей области. В областную Думу было избрано 30 депутатов. Из них: 26 - мужчины, 4 - женщины. Средний возраст депутатов - около 48 лет. 27 депутатов первой областной Думы имели высшее профессиональное образование. В состав Думы вошли представители различных общественных объединений, политических партий и движений.

На первом заседании, которое состоялось 22 апреля 1994 года, председателем областной Думы был избран Александр Иванович Рябов. На должности заместителей председателя были избраны Владимир Николаевич Карев (апрель 1994 г.) и Юрий Николаевич Гуркин (январь 1995 г.).

В декабре 1995 года А.И. Рябов сложил депутатские полномочия в связи с избранием его на должность главы администрации Тамбовской области. В январе 1996 года Ю.Н. Гуркин также сложил свои полномочия в связи с назначением его заместителем главы администрации Тамбовской области. Председателем Тамбовской областной Думы депутаты избрали Владимира Николаевича Карева, заместителем – Е.Ю. Семенова , а впоследствии – Л.Н. Конобеева.

В составе Думы первого созыва были образованы четыре постоянных комиссии:

мандатная, по вопросам депутатской этики и связям с органами местного самоуправления (председатель А.Е. Тишин);

законодательных предположений и контроля (председатель Л.Н. Конобеев);

по бюджету, экономике, социальным вопросам и налогообложению (председатель С.М. Филимонов );

по вопросам агропромышленного комплекса, земельной реформы и экологии (председатель В.Д. Гагулин).

Первоочередной задачей депутатов Тамбовской областной Думы стало создание законодательной базы области. Сложная социально-экономическая ситуация диктовала необходимость принятия срочных и конкретных мер по обеспечению цивилизованных условий жизни каждому жителю области. На реализацию этой задачи и была направлена в основном вся деятельность депутатов областной Думы.

Однако работа на этом совершенно новом для законодательного (представительного) органа государственной власти области направлении в начальной стадии затруднялась из-за отсутствия необходимой нормативной базы, в частности, федерального закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также собственных законов.

В связи с этим областная Дума первого созыва при разработке программы законотворческой деятельности на период своей первой и последующих сессий во главу угла поставила разработку Устава (Основного Закона) области, положений, регламентирующих деятельность постоянных комиссий, депутатов, аппарата Думы и других актов, принятие которых позволило Думе в оптимальные сроки войти в рабочий ритм.

Уже 30 ноября 1994 года на очередном заседании, в торжественной обстановке был принят Устав (Основной Закон) области – один из первых подобных документов, принятых в субъектах Российской Федерации. Устав стал основой законодательства области. В нем закреплено государственное устройство области, отражены основные гарантии прав и свобод тамбовчан, организация взаимодействия всех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Подготовка проекта Устава осуществлялась рабочей группой под руководством В.Н. Карева с участием депутатов, ученых, юристов, представителей общественности, которые, несмотря на сложную политическую обстановку, смогли отстоять и сохранить в Уставе принцип единства власти и управления.

В 1997 году Устав рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации и признан конституционным. Интересы Думы представляли председатель областной Думы В.Н. Карев и доктор юридических наук, профессор Саратовской академии права В.М. Манохин, внесшие значительный вклад в развитие и становление законодательства области.

Одними из первых правовых актов, принятых областной Думой первого созыва, стали Законы области «О статусе депутата Тамбовской областной Думы», «О выборах депутатов Тамбовской областной Думы второго созыва», «О выборах главы администрации области», «О местном самоуправлении в Тамбовской области», «О выборах в органы местного самоуправления Тамбовской области», «О выборах в городские, сельские, поселковые Советы народных депутатов и глав администраций городов, районов области» и другие.

Областной Думой первого созыва принят Регламент Тамбовской областной Думы, утверждены «Временное положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства», «Методические правила подготовки нормативно-правовых актов Тамбовской областной Думы», приняты Законы «О правовых актах органов местного самоуправления», «Об административной ответственности за нарушение законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Тамбовской области».

Депутаты областной Думы особое внимание уделяли выработке мер по стабилизации социально-экономического положения, социальной поддержке населения, осуществлению структурной перестройки экономики, выполнению целевых федеральных и региональных программ.

В центре внимания депутатов областной Думы постоянно находились вопросы социально-экономической сферы, организации контроля за исполнением областного бюджета. В августе 1995 года принят Закон «О налоговой системе Тамбовской области», в сентябре того же года – Закон «О порядке рассмотрения и утверждения областного бюджета на 1996 год».

За два года напряженной работы депутаты областной Думы приняли 145 законов и 864 постановления, утвердили 12 целевых программ, провели четыре депутатских слушания, внесли в Государственную Думу Российской Федерации проекты федеральных законов в порядке законодательной инициативы, рассмотрели 1145 проектов федеральных законов.


О Тамбовской областной Думе второго созыва


21 декабря 1997 года состоялись выборы в Тамбовскую областную Думу второго созыва. В соответствии с законом области число депутатов было увеличено с 30 до 50 человек, что диктовалось целесообразностью иметь представителей от каждого региона области, а также представителей от всех слоев населения. В день выборов было избрано только 46 депутатов областной Думы. В четырех округах (№ 7 Октябрьского района г. Тамбова, №№ 43, 45, 46 г. Мичуринска) выборы были признаны несостоявшимися, поскольку в них приняли участие менее 25 процентов избирателей соответствующих округов. Постановлением областной избирательной комиссии повторные выборы были назначены на 15 марта 1998 года.

В результате этих выборов депутатами областной Думы стали соответственно А.В. Егоров, В.Н. Макаров, В.В. Зайцев, В.А. Бурмин.

В 1997 году председателем областной Думы вновь избирается В.Н. Карев, заместителем председателя областной Думы – А.П. Тюрин. Из числа депутатов образованы 6 комитетов:

комитет по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями, депутатским полномочиям и вопросам депутатской этики (председатель комитета В.Е. Чанцев);

комитет по законодательству (председатель комитета Ю.Н. Старчиков);

комитет по бюджету, налогам и финансам (председатель комитета А.М. Сафонов);

комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства (председатель комитета Н.М. Перепечин);

комитет по социальной политике (председатель комитета Л.Н. Конобеев);

комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию (председатель комитета В.Д. Гагулин).

12 депутатов областной Думы второго созыва работали на профессиональной постоянной основе.

В декабре 1999 г. состоялись выборы депутата областной Думы по избирательному округу № 4 вместо трагически погибшего депутата Л.О. Новопавловского, а в мае 2000 года – в избирательных округах №№ 35 и 39 в связи с переводом на работу на госслужбу депутатов областной Думы А.Я. Дубовика и И.С. Поповой.

По избирательному округу № 4 депутатом областной Думы стал А.Л. Хорошков, а по округам №№ 35,37 – Ю.А. Кудрин и Е.Н. Кирин.

В феврале 2000 года А.М. Сафонов был избран заместителем председателя областной Думы второго созыва, а В.П. Оводов – председателем комитета по бюджету, налогам и финансам.

Депутаты областной Думы второго созыва уже в первый год работы были вынуждены решать сложные экономические проблемы, связанные с дефолтом августа 1998 года. Они разработали и приняли программу первоочередных мер по стабилизации экономики области, Закон «О зонах экономического благоприятствования для субъектов малого предпринимательства».

Одним из основных направлений работы депутатов областной Думы второго созыва так же, как и предыдущего состава, оставалось формирование и исполнение областного бюджета, регулирование бюджетных отношений, налоговой политики. Депутаты приняли Законы области «О бюджете и бюджетном процессе в Тамбовской области» и «О регулировании отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований».

За время своей работы депутаты областной Думы второго созыва приняли 241 закон и 1175 постановлений по самому широкому кругу проблем.

Несмотря на сохраняющееся сложное экономическое положение области, были приняты законы об образовании и здравоохранении, в которых закреплялись доступность и бесплатность медицинского обслуживания, получение образования, в том числе профессионального.

Депутаты разработали и приняли 28 областных программ. Среди них программы «Молодежь», «Сохранение и развитие культуры и искусства в Тамбовской области», «Дети Тамбовщины», программы по возрождению бытового обслуживания населения, поддержке военнослужащих, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ряд других. 


О Тамбовской областной Думе третьего созыва


Согласно Уставу (Основному Закону) Тамбовская областная Дума состоит из 50 депутатов.

16 декабря 2001 года состоялись выборы депутатов в Тамбовскую областную Думу третьего созыва. Было избрано 49 депутатов областной Думы.

Выборы депутата Тамбовской областной Думы в избирательном округе № 46 (г. Мичуринск), проведенные 16 декабря 2001 года, были признаны несостоявшимися, так как в них приняли участие только 23,2 процента избирателей. Постановлением областной избирательной комиссии повторные выборы были назначены на 31 марта 2002 года.

В результате состоявшихся 31 марта 2002 года повторных выборов в избирательном округе № 46 депутатом областной Думы избран Ю.Н. Гуркин.

Всего депутатов - 50, из них: мужчин - 49, женщин - 1;

по образованию: высшее - 46, в т.ч. докторов наук - 1, кандидатов наук - 6, неоконченное высшее - 1, среднее специальное - 3;

по роду занятий: работников промышленности - 10, сельского хозяйства - 7, строительства - 8, здравоохранения - 3, образования - 2, органов представительной и исполнительной власти - 6, других сфер деятельности - 14; 42 избранных депутата – руководители предприятий различных форм собственности и учреждений, 16 из них – генеральные директора, руководители промышленных и строительных предприятий, 7 – агропромышленного комплекса, 19 – руководители других отраслей.

20 избранных депутатов областной Думы награждены орденами и медалями, 19 – имеют почетные звания заслуженных работников различных отраслей народного хозяйства. 11 депутатов работают в областной Думе на профессиональной постоянной основе.


О Тамбовской областной Думе четвертого созыва


18 декабря 2005 года состоялись выборы депутатов Тамбовской областной Думы четвертого созыва. Впервые выборы были проведены с использованием смешанной мажоритарно-пропорциональной системы, согласно которой 25 депутатов Думы избраны по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат) и 25 – по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые региональными отделениями политических партий.

И по областному, и по всем 25 одномандатным избирательным округам выборы признаны состоявшимися и действительными. Законодательный орган области сформирован в полном составе, то есть в количестве 50 депутатов, установленном Уставом (Основным Законом) Тамбовской области. 

Из 50 депутатов: мужчин – 49, женщин – 1.

По образованию: высшее – 49, среднее специальное – 1,

докторов наук – 1, кандидатов наук – 10.

По роду занятий: работников промышленности – 18, сельского хозяйства – 3, строительства – 7, образования – 5, представительной и исполнительной власти – 10, других сфер деятельности – 7.

37 избранных депутатов – руководители предприятий различных форм собственности и учреждений, 22 из них - генеральные директора, руководители промышленных и строительных предприятий, 3 – сельскохозяйственных предприятий, 12 – руководители других отраслей.

17 избранных депутатов награждены орденами и медалями, 8 – имеют звания заслуженных работников различных отраслей народного хозяйства, 6 – имеют звания почетных работников различных отраслей народного хозяйства.

13 депутатов работают в областной Думе на профессиональной основе.

26 декабря 2006 года состоялось первое заседание Тамбовской областной Думы четвертого созыва, на котором решался вопрос избрания председателя Тамбовской областной Думы четвертого созыва. Абсолютным большинством голосов председателем Тамбовской областной Думы избран Карев Владимир Николаевич. 

На последующих заседаниях депутаты утвердили структуру Тамбовской областной Думы четвертого созыва, избрали первыми заместителями председателя областной Думы, работающими на профессиональной постоянной основе: Попова Андрея Васильевича, Корнева Михаила Олеговича; избрали заместителями председателя областной Думы, работающими на профессиональной постоянной основе: Земцова Владимира Анатольевича, Сафонова Анатолия Михайловича; избрали Юрьева Владислава Михайловича заместителем председателя областной Думы, осуществляющим свою деятельность без отрыва от производства.

Образовано семь комитетов Тамбовской областной Думы четвертого созыва и определен их состав:

- комитет по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями и вопросам депутатской этики;

- комитет по законодательству;

- комитет по бюджету, налогам и финансам;

- комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства;

- комитет по труду и социальной политике;

- комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию;

- комитет по науке, образованию и культуре.

Избраны председатели комитетов Тамбовской областной Думы:

Асташко Владимир Николаевич - на должность председателя комитета по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями и вопросам депутатской этики;

Плуталов Анатолий Тимофеевич - на должность председателя комитета по законодательству;

Плужников Юрий Владимирович – на должность председателя комитета по бюджету, налогам и финансам;

Блохин Анатолий Николаевич – на должность председателя комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства;

Жирнов Алексей Геннадьевич – на должность председателя комитета по труду и социальной политике;

Коннов Сергей Степанович – на должность председателя комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию;

Поздняков Алексей Петрович – на должность председателя комитета по науке, образованию и культуре.

Зарегистрированы депутатские объединения:

Депутатское объединение - Всероссийская Политическая партия «Единая Россия» (руководитель – В.М.Юрьев);

Депутатское объединение - политическая партия «Компартия Российской Федерации в Тамбовской областной Думе» (руководитель – А.М.Сафоннов);

Депутатское объединение – политическая партия «Либерально-демократическая партия России в Тамбовской областной Думе» (руководитель – А.В.Егоров).

Избран представитель от Тамбовской областной Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - Косарев Николай Валентинович.

11 марта 2007 года состоялись выборы депутата областной Думы по избирательному округу № 4 в связи с избранием депутата областной Думы А.М.Попова главой Инжавинского района.

По избирательному округу № 4 депутатом облаcтной Думы избран А.М.Плахотников.

27 апреля освобожден от обязанностей первого заместителя председателя Тамбовской областной Думы по его инициативе М.О.Корнев.

31 мая 2007 года по итогам тайного голосования был избран и приступил к исполнению обязанностей первого заместителя председателя Тамбовской областной Думы, осуществляющего свою деятельность без отрыва от основной работы, В.М.Юрьев.

В октябре 2007 года зарегистрировано депутатское объединение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» (руководитель – В.С.Афанасьев).


О Тамбовской областной Думе пятого созыва


После выборов, состоявшихся 13 марта 2011 года, Тамбовская областная Дума V созыва приступила к работе. На первом заседании председателем областной Думы был избран А.В. Никитин, в последующем были избраны первый заместитель – В.Н. Карев и Т.И. Фролова – первый заместитель на общественных началах. Заместителем председателя областной Думы был избран Е.А. Матушкин.

В Тамбовскую областную Думу V созыва избрано 50 депутатов: 25 по единому избирательному округу и 25 по одномандатным избирательным округам.

По гендерной принадлежности депутаты областной Думы V созыва в основном мужчины — 47 депутатов и 3 депутата женщины. Народные избранники регионального парламента из разных сфер деятельности, из них:

предприниматели — 13 человек,

руководители промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятий — 17 человек,

работники государственных органов власти — 13 человек,

работники образования и культуры — 3 человека,

работники здравоохранения — 2 человека,

пенсионеры — 2 человека.

Все депутаты имеют высшее образование. На профессиональной постоянной основе осуществляют свою деятельность 12 депутатов.

В Тамбовской областной Думе V созыва было образовано 7 комитетов:

- комитет по законодательству;

- комитет по бюджету, налогам и финансам;

- комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию;

- комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства;

- комитет по труду и социальной политике;

- комитет по науке, образованию и культуре;

- комитет по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями и вопросам депутатской этики.

На заседании Думы председателями комитетов были избраны:

Андрей Владимирович Пилипенко — председатель комитета по законодательству. В марте 2012 года председателем комитета по законодательству избран Сергей Александрович Алешкин;

Юрий Владимирович Плужников возглавил комитет по бюджету, налогам и финансам;

Сергей Степанович Коннов избран председателем комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию;

Большинством голосов была поддержана кандидатура Таймураза Владимировича Габуева на пост председателя комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства, с июня 2016 года председателем комитета избрана Любовь Павловна Милосердова;

Алексей Геннадьевич Жирнов вновь возглавил комитет по труду и социальной политике;

Владислав Михайлович Юрьев избран председателем комитета по науке, образованию и культуре, с марта 2016 года председателем комитета избрана Светлана Валентиновна Коростелева.

Андрей Васильевич Попов избран председателем комитета по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями и вопросам депутатской этики.

По инициативе депутатов областной Думы на основе общности интересов для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, были зарегистрированы фракции:

- фракция Всероссийской политической партии «Единая Россия»;

- фракция Коммунистической партии Российской Федерации;

- фракция Либерально-демократической партии России.

Руководителем фракции партии «Единая Россия» в областной Думе V созыва избран Андрей Владимирович Пилипенко.

Виктор Семенович Полежаев возглавил фракцию Коммунистической партии Российской Федерации в областной Думе.

Фракцию Либерально-демократической партии в областной Думе представлял Воробьев Александр Анатольевич. В июле 2011 года он досрочно прекратил полномочия депутата Тамбовской областной Думы и его мандат депутата был передан Малину Александру Петровичу — новому представителю партии ЛДПР. В июне 2012 года Малин Александр Петрович досрочно сложил свои полномочия. Вакантный мандат был передан Рыжовой Ульяне Александровне, которая стала представлять в Думе фракцию Либерально-демократической партии.

В октябре 2011 года досрочно прекратил полномочия депутат Тамбовской областной Думы V созыва Виктор Александрович Букатин. Вакантный мандат был передан Борису Васильевичу Копылову.

В апреле 2015 года досрочно прекратил полномочия депутат Тамбовской областной Думы V созыва Владимир Владимирович Топорков, избранный по Сосновскому одномандатному избирательному округу № 15.

25 мая 2015 года Указом Президента Российской Федерации Александр Валерьевич Никитин назначен временно исполняющим обязанности главы администрации Тамбовской области, в связи с чем досрочно сложил полномочия депутата. Постановлением Тамбовской областной Думы от 26 мая 2015 года временное исполнение полномочий председателя областной Думы возложено на первого заместителя Владимира Николаевича Карева.

В сентябре 2015 года Тамара Ивановна Фролова досрочно сложила свои полномочия и заняла пост вице-губернатора, курирующего вопросы здравоохранения, социальной поддержки и социального обслуживания населения, государственной регистрации актов гражданского состояния, а ее мандат по рекомендации политсовета партии «Единая Россия» был передан начальнику отдела искусств и народного творчества управления культуры и архивного дела Тамбовской области Марине Александровне Овсепян, которая в октябре 2015 года стала новым депутатом регионального парламента и вошла в состав комитета по науке, образованию и культуре.

13 сентября 2015 года на территории Тамбовской области прошли дополнительные выборы депутатов Тамбовской областной Думы V созыва по Мичуринскому одномандатному избирательному округу № 7 и по Сосновскому одномандатному избирательному округу № 15. По Мичуринскому одномандатному избирательному округу № 7 депутатом избран Александр Евгеньевич Сухарев, в Сосновском одномандатном избирательном округе № 15 победу одержал Василий Дмитриевич Ключенок.

В декабре 2015 года в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Тамбовской областной Думы V созыва Анатолия Николаевича Струкова вакантный мандат депутата Тамбовской областной Думы был передан Сергею Александровичу Волкову, выдвинутому Тамбовским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».

В декабре 2015 года Евгений Алексеевич Матушкин избран председателем Тамбовской областной Думы, Владислав Михайлович Юрьев - первым заместителем председателя, Александр Викторович Куприянов - заместителем председателя областной Думы.


О Тамбовской областной Думе шестого созыва


В единый день голосования 18 сентября 2016 года в Тамбовской области состоялись выборы депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва, проходившие по смешанной избирательной системе.

В соответствии с Уставом (Основным Законом) Тамбовской области Российской Федерации Тамбовская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области. 

В Тамбовскую областную Думу VI созыва было избрано 50 депутатов: 25 по единому избирательному округу и 25 по одномандатным избирательным округам. Места в областной Думе обеспечили себе представители пяти партий, преодолевших 5-процентный барьер - такое количество политических партий в истории областной Думы представлено впервые. 

Из предыдущего состава Тамбовской областной Думы подтвердили свои полномочия 24 депутата. 

По гендерной принадлежности депутаты областной Думы VI созыва: мужчины — 44 депутата и 6 депутатов - женщины. Почти половина всего депутатского корпуса — руководители организаций и предприятий различных форм собственности, 13 депутатов — представители государственных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, 4 депутата — представители сферы здравоохранения, 2 депутата — сферы образования, 2 — сферы юриспруденции и банковского дела. 

Пятнадцать депутатов работают в областной Думе на постоянной оплачиваемой основе.

28 сентября 2016 года на первом заседании областной Думы VI созыва председателем Тамбовской областной Думы избран Матушкин Евгений Алексеевич. Первыми заместителями председателя областной Думы избраны Карев Владимир Николаевич и Юрьев Владислав Михайлович. Заместителем председателя областной Думы избрана Тен Ирина Геннадьевна.

Депутаты утвердили состав 7 комитетов областной Думы и избрали их председателей:

Плуталов Анатолий Тимофеевич — председатель комитета по законодательству;

Жидков Андрей Игоревич — председатель комитета по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями и вопросам депутатской этики;

Плужников Юрий Владимирович — председатель комитета по бюджету, налогам и финансам;

Куприянов Александр Викторович — председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства; Хаустов Сергей Валериевич — председатель комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию;

Жирнов Алексей Геннадьевич — председатель комитета по труду и социальной политике;

Коростелева Светлана Валентиновна — председатель комитета по науке, образованию и культуре.

В Думе зарегистрировано 5 фракций:

- фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 42 депутата (руководитель фракции — Петров Валерий Борисович);

- фракция политической партии «Коммунистическая партии Российской Федерации» - 3 депутата(руководитель фракции — Жидков Андрей Игоревич);

- фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — 1 депутат (руководитель фракции — Плотников Павел Владимирович);

- фракция политической партии «ЛДПР-Либерально-демократическая партия России» — 1 депутат (руководитель фракции Телегин Игорь Вячеславович);

- фракция политической партии «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» - 1 депутат (руководитель фракции Худяков Роман Иванович).

В апреле 2017 года были досрочно прекращены полномочия депутата областной Думы Худякова Романа Ивановича, избранного по единому избирательному округу от Регионального отделения «ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Тамбовской области. В соответствии с законодательством области вакантный депутатский мандат передан Романиной Ларисе Александровне.

В связи с избранием Петрова Анатолия Ильича депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и досрочным прекращением его полномочий как депутата Тамбовской областной Думы, 10 сентября 2017 года состоялись дополнительные выборы по Мичуринскому одномандатному избирательному округу № 11, на которых депутатом избран Августюков Константин Владимирович.

В связи с назначением в январе 2017 года Бородина Алексея Владимировича главой Тамбовского района и досрочным прекращением его полномочий как депутата Тамбовской областной Думы, 9 сентября 2018 года состоялись дополнительные выборы по Сосновскому одномандатному избирательному округу № 15, на которых депутатом избран Черкасов Константин Константинович.

В сентябре досрочно прекращены полномочия Габуева Таймураза Владимировича в связи со смертью.



Список источников по истории Тамбовского земства:


Аверин Н.М., Кокорев А.С. Гордость и слава земли Тамбовской (жизнь и научное творчество Б.Н. Чичерина). Тамбов, 2007.

Двухжилова И.В. История Тамбовского края середины XIX - начала ХХ веков. Тамбов, 2010.

Двухжилова И.В. Социальный состав Тамбовского земства (1865 - 1890 гг.). Тамбов, 2003.

Тетюхин И.Н., Попов А.М. Земская деятельность В.И. Вернадского в Тамбовской губернии в 1893 году. Тамбов, 2017.